Новости / Популярные финансы

Михаил Чуев, генеральный директор сети кинотеатров («Баргузин», «Орион», «Don Otello», «Россия», «Кино Jam», «Родина»); «Русская транспортная компания», ООО «Симпласт»: "в последнее время мы стали присматриваться к новым банкам. Так, на всякий случай. Иной раз приходишь за кредитом, а в банке говорят, что у них план по выдаче займов уже выполнен. На этот случай надо иметь запасной вариант". Рубрика "Популярные финансы"

Михаил Чуев, генеральный директор сети кинотеатров («Баргузин», «Орион», «Don Otello», «Россия», «Кино Jam», «Родина»); «Русская транспортная компания», ООО «Симпласт»

Про кредиты. Личных кредитов я никогда не брал. А вот на развитие бизнеса займы брать приходится довольно часто. Сотрудничаем уже много лет с двумя банками -- МАК-банком и Байкальским банком Сбербанка: они даже в кризис не отказывали нам в кредите. К тому же выдавали деньги под очень хороший процент. Например, в 2009 году в МАК-банке нам выдали заем под 14% годовых. В Сбере ставки, конечно, повыше, но и суммы там выдают побольше. В целом этих двух банков нам вполне достаточно, да и лошадей на переправе не меняют.

Хотя в последнее время мы стали присматриваться к новым банкам. Так, на всякий случай. Иной раз приходишь за кредитом, а в банке говорят, что у них план по выдаче займов уже выполнен. На этот случай надо иметь запасной вариант. Таким вариантом для нас стал Банк Москвы.

Про выбор банка. При выборе банка смотрю прежде всего на то, чей основной капитал в банке. У зарубежного -- значительное преимущество. Даже после того, как в западных экономиках сгорели 300 трлн евро, деньги на Западе по-прежнему намного дешевле, чем в России. Плюс я рассматриваю исключительно филиалы крупных банков, поскольку региональные банки им серьезно проигрывают в силу малого денежного оборота.

Про инвестиции в недвижимость. Так совпало, что в 2002-2003 гг. наша компания «Симпласт» приобрела пару производственных баз по смешным на сегодняшний день ценам. Эту покупку, пожалуй, можно назвать самым успешным вложением в недвижимость. Но нельзя назвать инвестицией в чистом виде, как и все остальные наши сделки с недвижимостью. Поскольку они совершались не для заработка на аренде или последующей перепродаже.

Строить самостоятельно стало невыгодно с 2006 года, когда строительство перестало отбиваться в 10-летние сроки. Что уж говорить о покупке недвижимости. Поэтому кинозалы приходится арендовать: большую часть залов мы арендуем у муниципалитета. Кстати, по довольно высоким ставкам. Хочу развеять расхожее мнение: аренда городской собственности обходится нам в 2 раза дороже, нежели аренда площадей в коммерческих центрах.

Про влияние кризиса. Кризис наши компании встретили неперекредитованными, в отличие от большинства российских игроков. Поскольку мы всегда руководствовались формулой Карла Маркса, озвученной в «Капитале» -- количество заемных средств не должно превышать 30% собственных средств компании. Поэтому экономический спад пошел нам на пользу. Во всяком случае, в двух отраслях из трех, в которых работают наши компании.

К примеру, кинопрокат: бизнес-центры, построенные столичными девелоперами, до кризиса в качестве арендаторов рассматривали исключительно крупные сети общероссийского масштаба. В конце 2008 года «полетели» их предварительные договора аренды, поскольку сети приостановили экспансию в регионы. Поэтому нам удалось на весьма выгодных условиях «войти» в тот же «Jam Moll».

Доходы от кинопрокатной деятельности в кризис нисколько не упали, поскольку поход в кино – самый дешевый способ культурно развлечься, люди на нем не экономили. Объемы, конечно, не выросли, но и это, считаю, хороший показатель.

Что касается, производства упаковки – объемы заказов на нашем заводе ООО «Симпласт» в 2009 году выросли. Так как у торговых сетей было запланировано увеличение торговых точек, а свернуть планы в один момент они не могли. Поэтому их развитие по инерции продолжилось, а вместе с тем росли и наши объемы производства. Поскольку в регионе наш завод – единственный производитель промышленной упаковки. К слову, объемы остальных видов упаковки – так называемые расходные материалы: обычные полиэтиленовые пакеты – сильно упали. Поэтому производители из этой ниши пошли на наш рынок. Войти в этот сегмент раньше им мешало отсутствие спецоборудование, но в кризис им пришлось включиться в производство промупаковки на том оборудовании, какое было. Качество такой продукции трудно назвать хорошим. Но несмотря на этот «заход конкурентов», объемы нашего производства в 2009 году серьезно выросли.

В нашей транспортной компании дела обстояли не так замечательно. В ноябре 2008 года «встала» железная дорога, и фактически все ж/д перевозки «стояли» вплоть до ноября 2009 года. В памятный многими черный понедельник 2009 года поставщики стали требовать 100-процентной предоплаты товара. Их контрагенты, привыкшие получать товар в кредит, кинулись в банки за займами. Банки к тому времени свернули кредитование – цепочка остановилась.

В большинстве регионов это привело к продолжительному дефициту продуктов и товаров, в нашей области это сильно не почувствовали, как и в некоторых других регионах, где есть официальные дистрибьюторы.

У нашей компании --«Русская транспортная компания» (ж/д перевозки) -- целый год практически не было работы: во всяком случае, по части перевозок из западной части России. Только в марте пошли редкие поставки из Китая, да оживились поставщики рыбы из Владивостока.

Тем не менее, зарплаты всем сотрудникам в прошлом году мы проиндексировали: менеджерам – на 20%, рядовым сотрудникам – на 10%.

Про принятие финансовых решений. Как известно, есть два типа руководителей – реформатор и бухгалтер. Первые постоянно заняты развитием компании: стараются увеличить оборот, долю компании на рынке, выйти в новые ниши. Другие – стремятся увеличить финансовую подушку, нарастить основной капитал компании. Перегибы и той, и другой модели управления ведут к кризису компании.

Нам удается этого избежать. Поскольку я отношусь к типу реформаторов, а моя жена, финансовый директор группы компаний, как истинный руководитель-бухгалтер, мой пыл охлаждает. Мы уравновешиваем друг друга.

/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное