Газета Дело

Бизнес по науке

Научно-производственная компания «Медиум» относится к редкому числу долгожителей на иркутском рынке систем видеонаблюдения и охранно-пожарных сигнализаций: уже 20 лет предприятие работает под руководством ученого и бизнесмена Виталия Бояркина. Все это время в компании занимаются не только производством и установкой охранных систем, но и – что довольно необычно в этой нише – проектируют, разрабатывают новые продукты.

Задумка основать фирму подобного рода родилась у Виталия в 1992 году, когда он работал инженером, научным сотрудником на химическом факультете ИГУ. «Финансирование факультета сократилось, и, чтобы продолжать исследования, приходилось вкладывать деньги в науку 'из своего кармана', а кормить семью нужно. Вот мы и начали изготавливать пожарную аппаратуру, а затем и устанавливать ее. Что касается сигнализаций, в советское время нужды в них не было, зато в начале 90-х появился серьезный спрос. Тогда мы и разработали наш первый проект – квартирную сигнализацию под названием ’Шок1’. И сразу в объеме 5000 экземпляров. Устанавливали, кстати, не только в квартирах, даже из банков были заказы. Между прочим, на некоторых объектах эти аппараты до сих пор работают», – рассказывает Виталий.

Для открытия фирмы удалось собрать около 10 тыс руб. «На эти деньги можно было купить три машины 'Москвич', – с улыбкой вспоминает коммерсант. – Кстати, наше предприятие изначально открывалось как частное семейное, поэтому нам не пришлось влезать в кредиты или слишком долго копить средства. Всей семьей скинулись на открытие фирмы, и работа началась. Семейный бизнес очень 'живуч' – благодаря тому, что между учредителями не было разногласий, нам и удалось так долго продержаться на плаву», – делится выводами Бояркин.

Естественно, бизнесмену пришлось потратиться на аренду помещения (на данный момент офис обходится ему в 20 тыс руб ежемесячно), закупку материала, оплату труда сотрудникам. «В штате нашей фирмы всегда работало 20-25 человек. Вначале зарплата сотрудников составляла примерно 50 руб/мес , затем выросла до 200 руб/мес. На данный момент работники получают в месяц 8-15 тыс руб. Монтажники (те, кто непосредственно устанавливает оборудование на объектах), конечно, получают больше. Если говорить о  расходах на материалы, оборудование, то четкой цифры тут нет – в один месяц можем потратить 300-400 тыс руб, в другой – не больше 100 тыс руб», – уверяет Бояркин. Самую большую часть прибыли – примерно треть – «съедают», по словам предпринимателя, налоги.

Клиенты фирмы – и госкомпании, и частные предприятия. «Заказчиками являются все, кто переживает за свое имущество и хочет его уберечь. Из наиболее известных клиентов могу вспомнить Диагностический центр, Онкологический диспансер, гостиницу 'Ангара', ‘Город мастеров’,  ТЦ ‘Рублёв’. К нам идут из школ, вузов, налоговых инспекций, городской администрации», – перечисляет Виталий.

В поисках новых клиентов предприниматель использует самые разные рекламные площадки – газеты, журналы, телевидение. «Помню, как в 1993 году монтировали сигнализацию в телекомпании ‘АИСТ’ (в то время она только начинала свою деятельность). По бартеру решили снять рекламный ролик – нашли девушку, ‘украсили’ ее датчиками и придумали слоган: ‘Какая девушка, и без охраны! Как без охраны, а охранная сигнализация фирмы «Медиум»?’ Получилось довольно забавно и эффектно – многие помнят эту рекламу до сих пор», – замечает Виталий.

На двадцатилетнем пути предприниматель сталкивался с разными трудностями, пережил два экономических кризиса (1998 и 2009 гг.), однако сейчас, в условиях современной экономики, признается он, работать сложнее всего. «Сильно мешает бюрократия. Если раньше можно было прийти к заказчику, обговорить с ним технические и финансовые детали сделки и сразу приступить к работе, то теперь система подписания договоров усложнилась. Бывает, пока одобряются, подписываются какие-либо сметы, у потенциальных клиентов имущество уже успевает пострадать. И мы теряем в прибыли, и заказчик страдает», – вздыхает Бояркин. Еще, по словам Виталия, стало проблемой найти профессионалов, которые бы могли качественно выполнять техническую работу. Он связывает это с общей деградацией промышленности в стране, с тем, что в техникумах и вузах осталось мало высококвалифицированных преподавателей. «Выпускники часто умеют лишь работать с компьютером, а когда появляется необходимость паять, сверлить, фрезеровать – у них возникают сложности», – делится предприниматель.

Однако бизнесмен уверен, что отчаиваться в сложившейся ситуации не стоит и делает ставку на точный прогноз спроса на ту или иную технику. «Например, недавно мы разработали пожарно-сигнализационные датчики, которые одновременно являются светодиодными светильниками аварийного освещения», – хвастает Виталий.

Дарья Чикачёва, Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело