Газета Дело

Шесть месяцев в году сады цветут

Главной проблемой на рынке ландшафтного дизайна иркутские предприниматели считают сезонность
 
К 2012 году ниша ландшафтной архитектуры в Иркутске уже сложилась, поэтому новичкам здесь приходится туго, уверяют старожилы рынка. Для старта, по их словам, нужны денежные запасы сразу на два сезона, поскольку заработать в первое же лето столько, чтоб хватило на следующие полгода «затишья», затруднительно. В целом за год уже на второй-третий сезон среднее бюро ландшафтного дизайна в столице Приангарья зарабатывает до 50% от вложенного.

«Три кита», на которых держится рынок ландшафтного дизайна − это проектирование, благоустройство и озеленение, первым делом сообщают иркутские дендрологи. В 99% случаев клиенту нужны все три услуги в комплексе, при этом наиболее дорогой статьей в чеке, скорее всего, окажется благоустройство территории: выравнивание рельефа, формирование ландшафта участка, отвод воды или дренаж участка, установка подпорных стенок, системы полива или освещения. Самые незначительные траты, как правило, идут на проектирование: в общей стоимости работ эта услуга едва наберет 2%.

Реальные цифры стоимости своих работ «зеленые» дизайнеры называют неохотно. «Все очень индивидуально, средний счет назвать сложно, поскольку сами заказы сильно отличаются друг от друга. Простейший газон может стоить от 10-15 тыс руб/сотка, при этом выбор, например, вместо посевного газона более дорогого рулонного сразу увеличит стоимость заказа на 5 тыс руб за сотку, а сложный проект с декоративным водоемом, фонтаном, дорожками, выложенными дорогой плиткой может обойтись и в 100 тысяч рублей за сотку», − приводит цифры дендролог и мастер по озеленению ООО Центр ландшафтного дизайна «Газоны Сибири» Елена Викулова. 

Ее коллега, директор ЗАО «АртПроект» Лариса Мельникова все же полагает, что основная масса клиентов заказывает проекты на суммы от 50 до 70 тыс руб/сотка. «Изначально заказчики, конечно, фонтанируют идеями и выбирают самые лучшие материалы. Увидев конечный чек, большинство оптимизирует траты на свой газон или сад», − констатирует специалист.

По словам собеседницы, примерно половина всех заказчиков проживает в домах, расположенных вдоль Байкальского тракта. «Это логично. Расходы на обустройство лужайки не относятся к первоочередным задачам. И в каждом пригороде есть своя 'деревня нищих', которая делает кассу 'красивому' бизнесу, − рассуждает Мельникова. − Тем не менее, в последние год-два выросла доля клиентов, проживающих вдоль более бюджетных направлений − по Александровскому тракту, в Мельничной Пади, Пивоварихе».

Хотя стоимость услуг по обустройству газонов и лужаек за это время не снизилась, отмечают специалисты: ежегодно цены увеличивались, минимум, на показатель инфляции.

Неожиданно для самих ландшафтных дизайнеров среди клиентов появились дачники, владельцы участков в садоводствах; раньше они интереса к обустройству своих загородных территорий не проявляли. «Скорее всего, дело в том, что прежние садоводы-огородники постарели, и теперь на дачу ездят их дети и внуки, которые хотят за городом отдыхать, а не работать. Вот они-то и сменили грядки на газоны», − полагают специалисты из «АртПроект». Забавно, но главной тенденцией последних сезонов специалисты называют сад-огород. «Даже в элитном Молодежном или Ново-Разводной заказывают декоративный огород − грядки с цветами, корнеплодами, зеленью и ягодами, − улыбается собеседница. − Все-таки и в самом обеспеченном сибиряке хозяйственная жилка есть».

Также впервые за время существования конкурентного рынка ландшафтных услуг в Иркутске здесь появились корпоративные клиенты. Их, по оценкам собеседников, все еще немного − примерно 10-15% от общего числа заказчиков. «Зато объем работ у такого клиента в 2-2,5 раза выше, чем у частного. И вознаграждение соответствующее, − замечает Викулова. − Кроме того, такие заказчики, как правило, четко знают, чего хотят, не вносят изменения в проект в ходе работ и результат оценивают, так скажем, более адекватно». По ее словам, любая творческая работа  судится субъективно, и результат обычно становится сюрпризом для заказчика. «Чаще, конечно, сюрпризом приятным, но когда происходит иначе, мы готовы на некоторые доработки по проекту», − замечают иркутские дизайнеры.

Гарантия на выполненный заказ составляет минимум год. «Мы отвечаем за то, чтобы посаженные растения прижились: они должны пережить зиму и на следующий сезон выглядеть так же хорошо, как и за год до этого. 97-98% саженцев успешно приживается, но это не 100%. Поэтому что-то всегда приходится досаживать, обновлять − это не проблема технологий или питомника, это тот самый элемент случайности, который всегда сопровождает работу с живым товаром, − рассказывает Мельникова. − Гарантия на дренажные системы, системы поливки, биопластику, с помощью которой менялся рельеф местности, дорожки и тому подобное в разы дольше. Но и тут, несмотря на неодушевленность исходных материалов, случается необходимость что-то поправить, доработать. Вот на днях был штормовой ветер до 30 м/с − так на соседнем с клиентским участке унесло кусок забора и развалило теплицу; у самого клиента не такие катастрофичные последствия, но привести в порядок часть саженцев все равно понадобится».

Однако даже на самый дорогой элемент садового дизайна гарантия не может быть бесконечной. Поэтому компании предлагают клиентам постоянное обслуживание садовых территорий: за участок в стандартные 15 соток среднее ландшафтное бюро возьмет 15-20 тыс руб в месяц. В эту стоимость включается не столько помощь в случае форс-мажора, сколько постоянный уход за растениями: садовник компании появляется в саду клиента не реже 3 раз в неделю, в засушливое время года − каждый день. Но клиентов, заинтересованных в садовнике на аутсорсинге, пока немного, не больше 5% от числа всех клиентов.

В среднем игроки «зеленой» ниши зарабатывают до 70% от вложенного, подсчитала Лариса Мельникова. Это с учетом того, что сезон на этом рынке длится всего полгода: за это время нам надо успеть заработать на следующие 6 месяцев простоя, комментируют в опрошенных компаниях и уточняют: «По сути маржа в 70% − это поделенная надвое чистая прибыль, полученная за сезон, с апреля по сентябрь».

Сезонность считают основной проблемой «зеленого» рынка не только за упущенную прибыль − 6 месяцев холодов сильно сужают ассортимент растений, способных выжить в местных садах. Также особый климат требует от профессиональных садовников специального укрепления всех садовых конструкций, что серьезно увеличивает стоимость услуг местных ландшафтных бюро.

Никита Змановских, Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело