Газета Дело

Петр Шевченко, гольф-клуб "Алха": «Хочешь играть в гольф? Ты один из нас!»

Уверенно бьешь по мячу и видишь, как стремительно и красиво он летит в заданном направлении. Затем раздается приятный булькающий звук – и мяч в лунке… Гольф сегодня становится все популярнее, он «в тренде». По всей России открываются гольф-клубы, проводятся соревнования. Однако в Иркутск этот вид спорта пришел не так давно: только один гольф-клуб сейчас может предложить свои услуги клиентам. Легко ли содержать огромное поле для гольфа? Является ли гольф прибыльным бизнесом? Как бороться с сезонностью? И правда ли, что гольф – дорогое хобби? Об этом Газете Дело рассказал владелец иркутского гольф-клуба «Алха» Петр Шевченко.

Подарок, изменивший жизнь

19 лет назад знакомая привезла будущему владельцу иркутского гольф-клуба «Алха» Петру Шевченко подарок из зарубежной поездки – мячи и клюшку для гольфа. Долгое время они лежали без дела, пока в какой-то момент Петр не надумал научиться этой непривычной для сибиряка игре. Однако мест для тренировок в Иркутске не было. И Петр решил, что лучшим выходом из тупиковой ситуации будет открытие собственного гольф-клуба. Так 7 лет назад и началось строительство «Алхи».

«Сначала земли было немного – 3 гектара в Смоленщине. Я не знал, как все правильно организовать на таком небольшом участке, поэтому съездил в московский клуб, у которого площадь была еще меньше, посмотрел, как им удалось все грамотно устроить», – вспоминает наш собеседник. По образованию Петр Шевченко – инженер-строитель, поэтому планировкой и строительством гольф-клуба он занимался сам. Даже поле для гольфа – плод его труда.

Никакого коммерческого интереса у Петра и в мыслях не было, когда он упорно готовил клуб к приему первых любителей гольфа. «Это даже не столько бизнес, сколько хобби. Я не жду, что клуб станет приносить мне огромную прибыль. Сейчас все происходит ровным счетом наоборот – деньги, что я зарабатываю, я вкладываю в клуб, в спорт, потому что мне это нравится», – смеется Петр.

Со временем клуб стал расширяться и «обрастать» новыми строениями – сейчас у «Алхи» уже 12 гектар земли, а также два теннисных корта, душ, сауна, автомойка и кафе. «Все это делается для спортсменов. Чтобы человеку не приходилось выбирать: поехать поиграть, или машину помыть, или пообедать. Надо сделать так, чтобы  пока наши гости играют, им и обед приготовили, и машину помыли. Тогда они будут чувствовать себя комфортно и станут чаще приезжать к нам», – говорит наш собеседник. Кроме того, гольф-клуб требует постоянных вложений, поэтому все эта инфраструктура помогает бизнесу удержаться на плаву.

Несмотря на то, что большинство гольф-клубов предпочитают использовать закрытый формат, когда попасть в клуб можно только по рекомендации, для «Алхи» была выбрана совсем другая схема работы – открытого клуба для всех желающих. Такое решение было продиктовано желанием Петра Шевченко популяризировать этот вид спорта, ведь каждому под силу покорить эту спортивную вершину и зарядиться положительной энергией. Неслучайно сам клуб называется «Алха»: «Ал – это вершина, ха – это положительная энергия», – поясняет Петр Шевченко.

Гольф всем по карману

Открыть гольф-клуб – дело не из дешевых. По словам Петра Шевченко, больше всего денег потребуется на покупку земли. «Те земли, на которых первоначально располагался клуб, были землями сельскохозяйственного назначения, поэтому обошлись они примерно в 4 млн рублей», – говорит Шевченко. Спортивный инвентарь Петр покупает в Китае, что позволяет сделать гольф доступным для клиентов разных финансовых возможностей. «У нас самые дешевые клюшки и самое дешевое оборудование», – говорит владелец гольф-клуба.

«Вечной проблемой» гольфа являются мячи, которые теряются в большом количестве – кто-то просит мяч как сувенир на память, кто-то забрасывает их так далеко, что найти не представляется возможным, а бывает, что дети из соседних домов собирают мячи с поля для своих игр. В год, по словам Шевченко, теряется полторы тысячи мячей, каждый из которых стоит 50 рублей. Таким образом, гольф-клуб ежегодно теряет около 75 тысяч рублей.

Многие считают, что гольф – дорогой вид спорта. Но Петр Шевченко убежден, что это не совсем так: клюшка может стоить 100 тысяч рублей, а может – 1500. Все зависит от желания и возможностей игроков. Например, директор магазинов гольф-атрибутики в Москве имеет сумку клюшек, которая стоит полмиллиона. Однако можно купить клюшки намного дешевле и обыграть его. «Надо начинать с простого, – говорит Шевченко. – Набор из 13 клюшек вместе с сумкой у нас стоит 17500 рублей».

Цены клуба довольно демократичны: чтобы «познакомиться» с игрой, клиент должен заплатить только 300 рублей за клюшку и еще 300 рублей – за корзину из 50 мячей. Если же игрок хочет обучиться азам игры, необходимы уроки инструктора, один час которых обойдется в 2000 рублей. Для людей, которые с гольфом уже знакомы и умеют держать клюшку и попадать по мячу, гольф-клуб предлагает игру – на 9 лунок. «В этом году 9 лунок обходятся в 1000 рублей. Играть можно компанией до четырех человек или в одиночку», – говорит Петр Шевченко.

И депутат, и бизнесмен, и менеджер

Играют в гольф в «Алхе» не только жители Иркутской области: туристы, любители гольфа из других стран – Кореи, Японии, Китая, европейских стран – тоже приезжают сюда побить по мячу. Так как никаких VIP-полей у «Алхи» нет, за игрой можно встретить и депутата, и бизнесмена, и менеджера среднего звена, и даже студента. «Когда к нам приезжают люди, мы не интересуемся, кто они и чем занимаются – какая нам разница? Хочешь играть в гольф? Ты один из нас!», – смеется Шевченко. Единственный критерий разделения игроков – уровень владения клюшкой: для тех, кто совсем еще не умеет попадать по мячу, в клубе построена специальная веранда на 10 мест, которая называется «драйвинг-рейндж».

Существует и определенный дресс-код: «Должна быть рубашка-поло, брюки спортивные или классические, а в обуви стоит отдать предпочтение кроссовкам с небольшими шипами или специальным туфлям для гольфа, чтобы не портить поле и не скользить», – делится опытом наш собеседник. Частично эти атрибуты можно найти в магазине клуба «Алха», остальное – заказать в интернет-магазинах.

Хотя проблем у этого вида спорта достаточно много – повышение налога на землю, необходимость постоянных финансовых вложений в развитие клуба – эмоциональная отдача их сглаживает. «Когда люди приезжают и говорят с горящими глазами, что хотят заниматься гольфом, меня это очень поддерживает. Я понимаю, что не зря занялся этим делом, не просто так постоянно учусь, посещаю различные семинары и соревнования», – говорит Петр Шевченко.

Конкуренты – хороший знак

В Иркутской области конкурентов у гольф-клуба «Алха» сегодня нет. И это понятно, ведь для открытия большого, полноценного гольф-клуба нужны серьезные финансовые вложения. Большинство иркутских бизнесменов предпочитают «из денег делать деньги», а на гольфе и много, и быстро не заработаешь.

Как говорит Петр Шевченко, он будет только рад появлению новых гольф-клубов, ведь это будет значить, что больше людей стали интересоваться этим видом спорта. И нечестной конкуренции здесь не будет, уверен предприниматель, ведь гольф – самая честная и позитивная игра.

Поступай по справедливости

Несмотря на, казалось бы, очевидную сезонность, гольф-клуб «Алха» работает и зимой. «Мы закрываем сеткой драйвинг-рейндж, заливаем каток, делаем в нем лунки и готовимся к зимним соревнованиям, которые каждый год проходят на льду Байкала», – говорит Петр Шевченко.

Недавно владельцу клуба «Алха» предлагали открыть новый гольф-клуб по Байкальскому тракту, но он отказался, ведь и в своем клубе еще работы много. В планах  –  достройка драйвинг-рейнджа, чтобы на нем могли заниматься больше спортсменов, и подготовка новых лунок на поле. «Говорят, плохих полей нет, – делится Петр Шевченко. – В гольфе есть правило: ‘Играй на поле, какое оно есть, играй мяч, как он лег, а если ни то и ни другое невозможно, поступай по справедливости’. Вот на это правило мы и равняемся».

Кристина Дунина,
Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело