Газета Дело

Время оптимальных и взвешенных решений

Экономико-политическая ситуация на мировой арене внесла свои коррективы в кредитную политику практически всех российских банков. «Промсвязьбанк в оценке рисков всегда придерживался консервативного подхода, сегодня он стал еще более взвешенным, – говорит Александр Логунов. – Но это не означает, что малый бизнес лишился банковской поддержки. Просто в новых условиях для ее осуществления используются новые инструменты».

«Не выдавать кредит, когда риск невозврата высок – только так можно устанавливать посильные для заемщика ставки и гарантировать сохранность средств вкладчиков» – это правило стало основой для стабильного развития Промсвязьбанка на протяжении всей его истории. Разумный консерватизм позволил банку оставаться надежным финансовым партнером для своих клиентов на протяжении всех 20 лет его существования.

Что дальше? Аналитики в голос говорят о затяжном негативном тренде в экономике России. Как на этом фоне выстраивать отношения с остро реагирующими на кризис небольшими предприятиями и индивидуальными предпринимателями? В интервью Газете Дело Александр Логунов, региональный директор ОО «Иркутский» ПАО «Промсвязьбанк», обозначил позицию Промсвязьбанка в работе с ключевым для него сегментом – малым и средним бизнесом.

Александр Валерьевич, очевидно, что сегодня и речи быть не может о стремительном наращивании кредитного портфеля. Однако – в кризис или нет – бизнес все так же остро нуждается в заемных средствах – чтобы если не развиваться, то, как минимум, оставаться на плаву…

– Мы, безусловно, видим потребность малого бизнеса в финансировании. Однако стоит понимать, что не всегда сами предприниматели, обращаясь в банк, в состоянии объективно оценить посильность кредитной нагрузки. У нас в этом отношении опыта больше: мы следили за развитием огромного количества компаний-заемщиков, у нас есть доступ к информации о состоянии российской экономики в целом, наши аналитики отслеживают тенденции и изучают прогнозы. Потому, если при рассмотрении кредитной заявки банк говорит «нет», у него на то есть веские причины. Зачем загонять бизнес в долги, по которым он не сможет платить? Нет, это не наша стратегия. Важнее показать предпринимателю реальные перспективы его дела, дать совет по укреплению позиции, отложить заявку до того момента, когда кредит позволит бизнесу действительно развиваться, а не убьет его непосильными платежами.

Являясь системообразующим банком, мы осознаем степень своей ответственности – перед каждым вкладчиком, перед Центробанком и, в конце концов, ответственность за стабильность российской экономики в целом.

Безусловно, ситуацию в экономике банки видят, что называется, «изнутри». Чтобы получить дополнительные цифры и отследить тенденции, осенью 2014 года Промсвязьбанк запустил масштабный проект, нацеленный на регулярное измерение настроений малого и среднего бизнеса. Как выглядят итоги исследования «Индекс Опоры PSBI» за 4 квартал 2014 года?

– Действительно, совместно c Опорой России и Общественной палатой РФ Промсвязьбанк решил ежеквартально «измерять» самочувствие МСБ. Работая с предпринимателями давно, мы знаем, насколько чутко этот сегмент реагирует на изменение экономической ситуации.

Исследование учитывает ожидания компаний по основным показателям: продажи и прибыль, количество клиентов, цены реализации товаров и услуг, доступность финансирования, готовность к инвестициям, себестоимость производства, кадры, бизнес-ожидания руководителей компаний, баланс запасов продукции.

Индекс PSBI отражает мнение российских предпринимателей в целом, а также в разрезе отраслей, размера бизнеса и отдельных регионов. Значение индекса PSBI выше 50 пунктов интерпретируется как рост деловой активности; ниже 50 пунктов – снижение деловой активности.

Результаты 2-й волны исследования по итогам 4 квартала 2014 года были представлены на слушаниях по экономическим вопросам в Общественной палате Российской Федерации с участием Игоря Шувалова, первого заместителя Председателя Правительства РФ. В опросе участвовали около 2000 предпринимателей по всей стране, и было зафиксировано серьезное ускорение спада деловой активности в сегменте МСБ. Индекс PSBI, отражающий самочувствие компаний малого и среднего бизнеса по итогам 4 квартала 2014 года, составил 39,8 пункта, что ниже показателя предыдущего квартала на 6,2 пункта. Подчеркну, что итоги исследования, негативного по большинству компонентов, подтвердили наш первоначальный тезис: малые предприниматели наиболее быстро реагируют на изменения внешних условий, их настроения выражают то, что будут чувствовать предприниматели из более высоких сегментов.

Пессимизм в бизнес-настроениях вполне закономерен. С другой стороны, малому предприятию гораздо проще адаптироваться к новым условиям, нежели «неповоротливым» корпорациям. Лично вы верите в то, что для кого-то кризис – это новые возможности?

– Этот кризис на нашей памяти не первый, хотя, пожалуй, наиболее сложный, комплексный. Тем не менее, мы видим, что многие предприниматели не намерены сдаваться, они проявляют изрядную изобретательность: привычные способы ведения дел перестают приносить доход, и это заставляет перестраиваться, переходить на новые бизнес-модели.

Так, например, Промсвязьбанк традиционно силен в обслуживании внешнеторговых операций. И что мы видим? Предприниматели быстро нашли замену европейскому рынку и достаточно хорошо справляются с изменением ассортимента. Они гибкие, подстраиваются под ситуацию.

Те, кто сегодня готов «вертеться», имеют шансы, даже более высокие, чем на «некризисном» рынке. Сейчас есть шанс со свежими идеями войти на рынок и при небольших инвестициях добиться успеха. Если ты умеешь видеть новые возможности, в данный момент самое время создавать свое дело и наращивать прибыль.

В 2013-м и 2014-м годах банк сам охотно инвестировал в проекты молодых предпринимателей. Совместно с «Опорой России» был создан Венчурный фонд Промсвязьбанка. Принимает ли он заявки на финансирование сейчас?

– Несмотря на общую кризисную ситуацию в экономике страны, Венчурный фонд Промсвязьбанка (www.psbfund.ru) продолжит свою работу. Более того, мы решили расширить границы для проектов, которые могу претендовать на поддержку – финансовую, а также менторскую со стороны состоявшихся бизнес-лидеров и экспертов банка. Раньше мы рассматривали заявки от предпринимателей в возрасте 18-35 лет, которые уже имеют опыт в бизнесе и планируют запустить новые проекты или подняться на качественно новый уровень. В настоящий момент мы готовы финансировать покупку готового бизнеса или спасение текущего бизнеса молодых предпринимателей, пострадавшего из-за изменений экономической ситуации в стране.

Увидеть лица российских предпринимателей, почитать их истории и советы можно на портале с необычным названием «ЧесТнок», которое с Промсвязьбанком практически не ассоциируется. Тем не менее, это одна из ваших социальных инициатив?

– Вдохновленные интересом бизнесменов к откровенному и честному с точки зрения бизнеса блогу основателя сети «Додо Пицца» Федора Овчинникова, общаясь с предпринимателями каждый день и понимая их потребность в общении с такими же, как они, мы решили создать платформу, на которой самые обычные предприниматели будут делиться опытом организации и развития своего бизнеса. Так появился портал «ЧесТнок» (www. chestnok.ru). Главный критерий отбора историй и блоггеров – готовность честно рассказать о своем бизнесе, о взлетах и провалах. Это место, где российские (преимущественно региональные) бизнесмены говорят толковые вещи.

Помимо интересного контента на сайт встроена сервисная часть, задача которой – помочь предпринимателю. Не уходя с сайта, можно проверить подрядчика, оставить заявку на кредитование, получить оперативную поддержку банковского сотрудника.

Проверка подрядчика? Отличная «якорная» идея для привлечения посетителей на интернет-ресурс…

– Просто Промсвязьбанк понимает, насколько важным для малого бизнеса может быть консалтинг, информационная поддержка со стороны более опытного бизнесмена или специалиста банка, куда более компетентного в вопросах современного законодательства или, скажем, валютного контроля.

Потому мы традиционно вкладываем большие усилия в развитие сервисной составляющей банковского обслуживания. Банк осуществляет круглосуточную линию поддержки для клиентов – юридических лиц. Связаться с консультантом банка можно прямо с официального сайта банка – через чат-приложение или сделать видеозвонок. Мы разработали и внедрили одну их самых удобных систем интернет-банкинга PSB-online. Хочу отметить, что наша система интернет-банкинга для корпоративных клиентов признана лучшей в 2014 году.

Кроме того, на сайте заработал Бизнес-маркет, где предпринимателям предложены услуги проверенных поставщиков-партнеров банка – начиная с бухгалтерии на аутсорсинге и заканчивая хостингом или управлением продажами.

Вот вполне реальные и эффективные инструменты, которые существенно упрощают деятельность предпринимателя и сокращают его издержки. Сейчас это, а не гонка по наращиванию кредитного портфеля, является приоритетом для нас как для банка, не склонного к неоправданным рискам.

За счет формирования подобных точек контакта с предпринимателями в сочетании с развитием сервиса по транзакционным и комиссионным продуктам Промсвязьбанк и планирует в ближайшем будущем выстраивать долгосрочные отношения с сегментом МСБ.

Иван Рудых,
Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело