Газета Дело

«Все это следует шить!». Почему курсы кройки и шитья неуязвимы в кризис

Заканчивая многострадальный фартук на уроках домоводства в школе, Марина Акулова и предположить не могла, что когда-то откроет свои курсы кройки и шитья в Иркутске. Но случилось именно так. «Азбука шитья» работает уже шестой год и не сбавляет темпов развития, даже несмотря на кризис. «Сейчас у людей наоборот тяга к обучению, получению новых навыков, – говорит предпринимательница. – К тому же шить одежду часто получается дешевле, чем покупать в магазине».

Помогли тетя и субсидия

В детстве особой любви к шитью Марина Акулова не испытывала. После школы поступила на журфак и, возможно, так никогда и не села бы за швейную машину, если бы не тетя – профессиональный портной-закройщик.

«Я училась на заочном отделении, время свободное было. И тетя предложила: почему бы тебе не получить средне-специальное образование? Девушке умение шить всегда пригодится. За два года я отучилась на портного. Но даже предположить не могла, что мой бизнес будет связан с этим».

Марина получила высшее образование, трудилась в разных сферах, но удовлетворения от работы – ни морального, ни материального – не получала.

«Все, в общем-то, решил случай, – рассказывает она. – Мы с подругой узнали, что центр занятости выделяет субсидии начинающим предпринимателям. Нужно только предоставить бизнес-план и пустить деньги в дело. Что я умела делать? Я умела кроить и шить».

Так родилась идея открыть курсы. Субсидия была совсем небольшой – 60 тысяч рублей, но этих денег хватило на старт.

«Сама сейчас удивляюсь, как смогла уложиться в эту сумму, – смеется предпринимательница. – Сняла небольшое помещение в Доме Кузнеца, купила четыре швейных машинки, оверлок, столы и стулья. За мебелью ездила на базы, на распродажи – чтобы подешевле».

С кадрами у Марины проблем не было: пригласила тетю вести курсы кройки, а та привела подругу – мастера по пошиву штор.

Неожиданная популярность

В ноябре 2010 года Марина Акулова зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, а в январе 2011-го первая группа «Азбуки шитья» начала обучение.

«Почему 'Азбука шитья'? Во-первых, книжка у меня была с таким названием. А во-вторых, название на букву А – хорошо для 2ГИС и других справочников: мы всегда одни из первых в списке».

Так как никакого опыта привлечения клиентов у Марины не было, действовать пришлось «методом тыка».

«Я сразу сделала тему на форуме 38mama: декретницы, молодые мамочки – это наша аудитория. Потом напечатала объявления. Меня из-за них даже в администрацию вызывали, – смеется Акулова. – Расклейщики наши куда-то не туда их приклеили. После этого случая мы работали только со специальными фирмами, занимающимися наружной рекламой».

Так или иначе, а реклама сделала свое дело. Курсы, неожиданно для самой предпринимательницы, оказались очень популярными у иркутянок.

«Первоначально, в силу своей неопытности, мы не лимитировали количество учеников, и в итоге народу на первое занятие пришло вдвое больше, чем мог вместить класс.

Пришлось поделить их на две группы, а себе сделать 'заметку на полях': в группе может быть максимум восемь человек. На это рассчитаны и площади, и инвентарь. Конечно, можно посадить и 20 человек, но ведь нужно, чтобы человек чувствовал себя комфортно, чтобы ему хватало рабочих поверхностей – и за машинкой, и за столом».

Кадры решают все

Сначала в «Азбуке шитья» были только вечерние группы, потом появились дневные, начали проводить занятия и по выходным. В Доме Кузнеца стало тесно, да и само помещение оказалось не очень комфортным: зимой, например, было очень холодно. Отработав там год, Марина Акулова перевезла курсы в ТЦ «Рублев».

«При выборе помещения отталкивались в первую очередь от местоположения. Центр города, конкуренты практически не представлены, рядом – остановки общественного транспорта. При этом цена доступная, – поясняет предпринимательница. – Конечно, в центре есть помещения лучшего качества, но квадрат там стоит 1000 рублей. Нужно адекватно оценивать свои силы».

В «Рублеве» у «Азбуки шитья» два класса. Пока площадей хватает. На сегодняшний день на курсах одновременно занимаются 15 групп (около 70 человек). Кроме кройки и шитья, есть занятия по вязанию, хэндмэйду в интерьере, курсы для школьников и дошколят, индивидуальное обучение, мастер-классы.

«Самый популярный курс – шитье для начинающих, – говорит Марина. – Во-первых, он дает возможность попробовать, понять, по душе вам это занятие или нет. Во-вторых, получить первые навыки шитья. После этого многие переходят на следующий этап – крой и моделирование».

Главная задача преподавателей, по словам нашей собеседницы, – сделать так, чтобы ученики могли работать свободно: «С педагогом может шить каждый. Наша цель – научить так, чтобы они могли шить самостоятельно, не были привязаны к нам».

В «Азбуке шитья» сейчас работают восемь преподавателей. Как говорит Марина, они – главный залог успеха курсов.

«Мне кажется, любой образовательный центр держится на педагогах. Можно бесконечно создавать условия, вкладываться в инвентарь, но если педагог не сможет 'зацепить', заинтересовать, ничего не выйдет.

Харизматичность, отзывчивость, компетентность – всеми этими качествами должен обладать хороший преподаватель».

Шить выгодно

Курсы кройки, шитья, вязания доступны абсолютно всем. «У нас нет ограничений ни по возрасту, ни по полу», – говорит Марина Акулова.

Конечно, мужчины – редкие гости на курсах. Слишком уж сильны стереотипы о том, что шитье и вязание – не мужское дело. «Думаю, фактор ревности тоже играет свою роль. Мужчина, может, и хочет научиться шить или вязать, но далеко не каждая жена отпустит на курсы в женский коллектив», – улыбается предпринимательница.

Женская аудитория – самая разная. Например, постоянно приходят заниматься декретницы, молодые мамы. Для них даже разработан специальный курс «Шью для новорожденного».

«Большинство же женщин идут на курсы, потому что имеют нестандартную фигуру и не могут найти в магазине ничего подходящего, интересного, – рассказывает Марина. – А многие приходят просто получить новые навыки, ищут себя в разных сферах. Одна из наших выпускниц, например, после окончания курсов открыла свое ателье».

По ее словам, в последние годы интерес к учебе у иркутян только растет. А экономический кризис играет на руку именно таким практическим курсам, как вязание, кройка, шитье.

«Если ты умеешь делать выкройки, ‘дружишь’ с машинкой, ориентируешься в швейных магазинах города, знаешь, где купить ткань хорошего качества по приятной цене, то шить получается выгоднее, чем покупать готовую одежду,

– поясняет Акулова. – То же можно сказать и о ремонте одежды. Сегодня это целая отрасль, а по факту там не так все сложно. Получив навыки, можно делать все самостоятельно и не тратить деньги».

Неуязвимы в кризис

По словам Марины, кризис на работе «Азбуки шитья» не сказался. Бизнес практически не зависит от колебаний валют: большая часть машинок была куплена до роста курса, а ткань для занятий ученицы приобретают самостоятельно.

«Конечно, покупательская способность снизилась, но мы практически никого не потеряли, – говорит предпринимательница. – Наверное, причина в том, что у нас довольно демократичные цены, которые практически не менялись с открытия курсов.

Сейчас обучение стоит, в среднем, 3200 рублей в месяц. Такова наша позиция: лучше невысокая цена и большой поток, чем заоблачные цифры и три ученика».

Расходы на бизнес, в связи с кризисом, выросли незначительно: подорожал инвентарь (ножницы, канцелярия), ремонт машинок (запчасти – импортные). На обновление и пополнение парка тоже приходится тратить больше, чем прежде: так, если раньше самая недорогая машинка стоила шесть тысяч рублей, то сейчас – не менее восьми тысяч.

«Зато благодаря кризису замерли ставки аренды. Как платили 35 тысяч рублей в месяц, так и платим, – делится Марина. – Еще около пяти тысяч рублей ежемесячно уходит на ремонт оборудования, около трех – на инвентарь. Плюс зарплата преподавателей: педагоги получают сдельную оплату, многие работают не только у нас, но и в школах, ссузах».

Лето – низкий сезон

Главный риск бизнеса, по словам Марины Акуловой – это сезонность.

«Лето – самое страшное для нас время, – признается она. – Поток учеников значительно снижается. Не любят россияне учиться летом, таков уж менталитет.

Даже если не отправятся отдыхать за границу, останутся в городе, все равно не пойдут на курсы. Поедут на дачу, будут лежать перед телевизором – только не учиться».

В этом году, однако, Марина планирует воспользоваться низким летним сезоном и провести эксперимент: один из классов в «Рублеве» сдать в аренду и открыть подразделение «Азбуки шитья» в Ново-Ленино.

«В центре города уже довольно широко представлены курсы кройки и шитья, а в спальных районах почти ничего нет, – говорит предпринимательница. – Нужно попробовать, провести 'разведку боем'. Если получится – будем продолжать развивать сеть в разных районах города». 

«Ищите деньги»

Заниматься предпринимательской деятельностью не так просто, как может показаться со стороны, говорит Марина. Это круглосуточная работа, нельзя выйти из офиса и «отключить мозги».

«Свой бизнес – это палка о двух концах. С одной стороны, требует полной отдачи. Но с другой – дает свободу действий. Иногда, в трудные моменты, я думаю: может, бросить все и пойти работать по найму? Но я уже не смогу – ни бросить свое дело, ни трудиться на кого-то».

Предпринимателям-новичкам Марина Акулова советует начинать с малого. «Лучше найти сферу, которая не потребует больших финансовых вливаний, и попробовать себя. Вложить миллионы и потерять их разом – обидно.

А еще – ищите деньги. Очень много разных грантов, субсидий. Это не такие великие суммы, но именно они, возможно, дадут толчок вашему начинанию».

Анна Масленникова,
Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело