Хотя автомобильный рынок начал восстанавливаться, сокращение дилерских сетей продолжается. Согласно результатам мониторинга, проведенного аналитическим агентством «АВТОСТАТ», на середину октября 2018 года на территории РФ в общей сложности насчитывалось 3427 официальных дилерских центров* по продаже и обслуживанию легковых автомобилей. Это на 63 меньше, чем в начале года (на середину января было 3490 дилеров).
Снижение количества дилеров в нашей стране за прошедшие 9 месяцев произошло из-за того, что было расторгнуто 359 действующих дилерских контрактов, а в то же время заключено только 296 новых. Среди тех брендов, дилерские сети которых уменьшились, стоит отметить SsangYong (-44 шт.), Haima (-36 шт.) и УАЗ (-22 шт.). При этом в плане расширения дилерских сетей отличились китайские FAW (+17 шт.), Hawtai (+16 шт.) и Zotye (+13 шт.).
Крупнейшей дилерской сетью в стране по-прежнему обладает АВТОВАЗ – на середину октября числилось 298 дилеров по продаже и обслуживанию автомобилей LADA. Далее с заметным отставанием следуют корейские производители KIA и Hyundai (185 и 183 дилеров соответственно).
Сокращение дилерских сетей говорит о том, что их количество по-прежнему превосходит емкость рынка. Эксперты называют несколько основных причин снижения привлекательности российского авторынка. Во-первых, масштаб накопившихся проблем в предыдущие годы у автодилеров таков, что укрепление рынка не в состоянии вывести их из пике и сделать бизнес доходным. Во-вторых, доходы потребителей не растут, спрос смещается в бюджетный сегмент, в том числе подержанных автомобилей, а это в свою очередь приводит к снижению рентабельности бизнеса. В-третьих, низкая диверсификация дидерски центров, когда основная часть дохода формируется за счет продажи новых автомобилей.