Новости и комментарии

Вступили в силу новые правила расчета полной стоимости кредита

Новые правила расчета ПСК и оповещения клиентов о ней начали действовать 21 января. Накануне ЦБ напомнил, что теперь банки должны включать в расчет ПСК все дополнительные платежи заемщика, от которых зависят предоставление кредита или его условия. По кредитным картам банк обязан указывать минимальное и максимальное значения показателя.

ПСК будет рассчитываться исходя из максимальной суммы возможных платежей. Причем если с октября прошлого года банки были обязаны только в рекламе писать значение ПСК тем же шрифтом, что и заявленную ставку по кредиту, теперь требование распространяется на информацию на сайтах и в маркетинговых материалах.

Как поясняют в ЦБ, банки часто занижали значение ПСК, не включая в расчет все расходы по кредиту, «для искоренения такой практики… принят закон, устанавливающий новые правила расчета и информирования о ПСК».

Согласно проведенному ЦБ исследованию, например, по кредитам наличными реальная доходность банков в отдельных случаях была выше указанной в ПСК на 5–8 процентных пунктов (п. п.). По кредитным картам она превышала ПСК почти на 10 п. п., так как банки дифференцируют ставки в зависимости от способа использования карты (наличные или безналичные операции). По отдельным карточным продуктам реальная доходность банков достигала более 40% годовых (а при некоторых условиях могла доходить и до 70%), отмечают в ЦБ, ее превышение ПСК составляло уже более 15–20 п. п.

По словам главы регионального блока проекта «За права заемщиков» «Народного фронта» (ОНФ) Галактиона Кучавы, жалоб на то, что реальная стоимость кредита оказывается выше заявленной, до сих пор поступает очень много. «О какой-то положительной динамике, улучшении ситуации, сокращении числа этих жалоб в целом говорить не приходится,— подчеркивает господин Кучава.— Из разъяснения ЦБ следует, что банки не должны отказывать в возврате средств за дополнительные услуги, в том числе и навязанные, но, как всегда, ситуация на деле оказывается другой: больше всего потребители жалуются на то, что нет отлаженной системы сбора и обработки таких претензий».

 

Максим Буйлов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное