Новости / Ценные бумаги

Брокеры и банки хотят стать операторами финансовых услуг

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) направила письмо в ЦБ, предложив изменить законодательство, регулирующее совершение сделок с использованием финансовых платформ (маркетплейсов). В документе говорится, что спустя год с момента вступления в силу закона о маркетплейсах они «не получили широкого распространения среди потребителей финансовых услуг».

В письме предлагается разрешить совмещение деятельности оператора финансовой платформы со всеми видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, управляющей компании ПИФ и НПФ, а также деятельностью кредитной организации. Это позволит сократить клиентский путь при организации продаж онлайн, поскольку даст возможность профучастникам и управляющим компаниям поручить оператору платформы упрощенную идентификацию. На сегодняшний день они не могут учитывать результаты идентификации профучастников и проводят ее повторно.

Кроме того, по словам вице-президента НАУФОР Екатерины Андреевой, ассоциация предлагает дать возможность банкам и профучастникам получать статус финансовой платформы. «Мы хотим, чтобы они смогли создавать открытую архитектуру продаж, то есть предлагать не только свои, но и чужие финансовые инструменты»,— пояснила она. Также НАУФОР предлагает исключить для профучастников, управляющих компаний и банков требование к минимальному размеру собственных средств (сейчас 100 млн руб.).

Запрет на совмещение деятельности оператора финансовой платформы с брокерской деятельностью не оправдан, поскольку брокер является посредником, а не продавцом финансовых продуктов, говорит старший вице-президент ВТБ Владимир Потапов. По его мнению, ограничение на кредитные организации является избыточным, банки вправе развивать экосистемы и продавать услуги и товары партнеров, при этом лишаются права продавать финансовые продукты «коллег по цеху», если они не являются частью экосистемы.

Подобный сервис выглядит очень перспективно, поскольку предоставляет дистанционный доступ к финансовым услугам разных организаций в режиме 24/7 и аккумулирует широкий ассортимент финансовых продуктов в «одном окне», считает Владимир Потапов. Это хорошая инициатива, согласен директор по правовым вопросам «Сбер Управление активами» Олег Горанский, но указывает, что во многих юрисдикциях инвестдеятельность является исключительным видом деятельности, потому что управлять рисками в разноплановом бизнесе сложно. Как считает коммерческий директор «Выберу.ру» Ярослав Баджурак, упрощенная идентификация клиентов и схема, предложенная НАУФОР, более жизнеспособна и эффективна с точки зрения удобства конечных пользователей. При этом, по его словам, избыточные требования, которые сейчас предъявляются к идентификации клиента, убивают саму идею онлайн-финуслуг.

 

Полина Смородская


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное