Новости / Бизнес

ОАО РЖД хочет принудительно изымать вагоны для перевозки грузов с востока

Операторы считают, что реквизиция парка незаконна по своей сути и не поможет решить проблему.

ОАО РЖД, прогнозируя повторение прошлогоднего дефицита мощностей по вывозу импортных контейнеров с Дальнего Востока, предлагает дать себе возможность забирать чужие порожние полувагоны под эти грузы.

«По отдельным портам Дальнего Востока нарастает вероятность повторения кризисной ситуации конца 2022 года по превышению норм наличия крупнотоннажных контейнеров на морских терминалах в связи с недостаточным наличием подвижного состава для вывоза импорта»,— сообщается в июньском письме в Минтранс замгендиректора ОАО РЖД Алексея Шило. Он пишет, что за период с 15 по 27 июня потери погрузки импортных контейнеров на терминалах ДВЖД по причине нехватки вагонов составили 7234 TEU, но при этом за это время с припортовых станций Приморья отправилось более 16 тыс. порожних вагонов. Их использование позволило бы вывезти до 32 тыс. контейнеров.

В связи с этим господин Шило предлагает наделить ОАО РЖД полномочиями по использованию подвижного состава, принадлежащего операторам, для перевозки импортных контейнеров в пиковые периоды их прибытия в порты. По предложению компании, при дефиците вагонов для вывоза контейнеров из портов Дальнего Востока ОАО РЖД должно быть вправе привлечь не задействованные для погрузки полувагоны, принадлежащие операторам и другим владельцам.

Оплата предоставления вагонов «определяется исходя из наименьшего значения», установленного в договорах между ОАО РЖД и владельцами вагонов, сообщается в проекте постановления правительства, подготовленном ОАО РЖД. 

«19 июля поставлен абсолютный рекорд по вывозу контейнеров из портов Дальнего Востока в полувагонах — 1394 TEU, или 12 поездов»,— говорят в ОАО РЖД. Сейчас, поясняют там, загрузка терминалов на Дальнем Востоке составляет около 70%, «при увеличении импортного контейнеропотока ОАО РЖД сможет вывозить 4500 TEU в сутки, но только при условии, что для этого будет предоставлено достаточное количество подвижного состава». Там говорят, что в основном «собственники полувагонов уже оценили преимущества обратной загрузки контейнерами и предоставляют подвижной состав на постоянной основе».

У рынка идея реквизиции полувагонов в ДФО понимания не встретила. Предложение ОАО РЖД в Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) считают незаконным, так как оно не подпадает под ограничение по обстоятельствам отчуждения имущества для госнужд (стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер). В СОЖТ говорят о «расплывчатости понятий» в проекте постановления, отсутствии указания на Дальний Восток, а также «неприемлемо низком уровне оплаты услуг операторов».

Нормативное закрепление дополнительных полномочий ОАО РЖД по изъятию парка выглядит странным, соглашается источник “Ъ” среди операторов: «Во-первых, сам порядок закрепления полномочий никаким образом не фиксирован по срокам и условиям. Во-вторых, непонятно, зачем вводить такое регулирование, к каким конкретно улучшениям на Дальнем Востоке это приведет. В-третьих, очевидно, что идея по изъятию парка на Дальнем Востоке носит нерыночный характер».

Наталья Скорлыгина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное