Новости / Бизнес

Доля российских брендов в московских торговых центрах выросла более чем в полтора раза

После того как российский рынок покинул целый ряд зарубежных ритейлеров, в основном одежных, локальные компании получили новые возможности для увеличения своей доли. Они не упустили этот шанс — только за 2023 год на рынок вышло 40 новых российских брендов, преимущественно одежды и обуви. По итогам последних двух лет доля российских марок в московских торговых центрах выросла более чем в полтора раза, до рекордных 72%. Однако полное замещение ушедших иностранных брендов произойдет не скоро, ожидают эксперты.

В 2022 году на российском рынке непродуктового ритейла начались масштабные изменения. По данным консалтинговой компании Nikoliers, тогда около 140 международных брендов изменили статус работы в стране, то есть временно или полностью приостановили деятельность.

Сегодня из этих почти 140 брендов 52 возобновили работу с новым названием — после продажи российского бизнеса новым собственникам или передачи местному менеджменту.

Почти столько же — 55 брендов — до сих пор находятся в состоянии временной приостановки деятельности, а еще 32 полностью прекратили работу.

Для российских ритейлеров массовый исход зарубежных компаний стал подспорьем для начала нового этапа развития. Они успели занять многие освободившиеся площадки для открытия своих магазинов, запустить новые линейки и запланировать расширение на зарубежных рынках. Кроме того, в России стали активно появляться новые местные бренды в разных ценовых категориях, причем открывают их в том числе игроки других сегментов, как, например, запустивший сеть спортивных офлайн-магазинов маркетплейс Lamoda.

В 2023 году, по данным Nikoliers, в России начали работать сразу 40 новых локальных брендов. Большая часть из них — 42% — относится к одежде и обуви, еще 22% — товары для дома, 15% — спортивные товары, а оставшаяся доля пришлась на аксессуары, ювелирные изделия, бытовую технику и другие категории.

Новые бренды делятся на три группы, наиболее многочисленная (57,5%) из которых — это начинающие игроки, которые ранее либо были представлены только в онлайне или в виде корнера в составе мультибрендового магазина, либо вообще впервые появились на рынке.

Как правило, пока что они развиваются в формате единичных открытий или небольших сетей до трех точек продаж, как, например, рассчитывающий заменить IKEA магазин товаров для дома «Гуд Лакк» или магазин детской одежды Totti Kids.

Ко второй группе, составляющей 25% от общего числа новых марок, относятся бренды, которые запустили уже представленные на рынке компании. Так, с декабря 2023 года маркетплейс Lamoda начал открывать розничные магазины Lamoda Sport, часть из которых расположилась на местах бывших магазинов сети Adidas, также покинувшей российский рынок. Основу ассортимента новых магазинов составляют товары ключевых мировых спортивных брендов — Adidas, Puma, Reebok. Проект предполагает открытие в течение ближайших 3 лет более 300 точек.

Наконец, к третьей группе новых брендов в Nikoliers относят собственно перезапустившиеся магазины ушедших иностранных ритейлеров. Эта категория наименее многочисленна, на нее приходится лишь 17,5% новых марок. Но в то же время за счет того, что такие бренды созданы на основе существующей инфраструктуры, они стали абсолютными лидерами по темпам открытия магазинов за год. Так, в 2023 году на них пришлось 224 из 349 новых появившихся на рынке точек продаж (64,2%).

 

Алиса Леонидова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Одежный ритейл":
Все материалы сюжета (499)