Новости / Экономика

Потребительские настроения россиян в январе были на максимуме

Косвенные показатели свидетельствуют, что интерес населения к уже привычным тратам под давлением проводимой ЦБ антиинфляционной политики ослабевает с трудом.

Индекс потребительских настроений ЦБ за январь прибавил 6,4 пункта (и 6,8 пункта в годовом выражении) и вырос до 108,2 пункта. Это «выше типичной положительной сезонности для первого месяца года», отметил ЦБ. Среднее изменение в январе по сравнению с декабрем с 2015 по 2023 год составляло плюс 2,6 пункта. Показатель обновил исторический максимум, выросли как оценки текущего состояния, так и ожиданий в отношении личного благосостояния и экономических перспектив страны. Доля респондентов, предпочитавших тратить свободные деньги на покупку дорогостоящих товаров, а не откладывать их, возросла январе до 30,6% — на 3,5 процентного пункта (п. п.) за месяц и на 2,6 п. п. в годовом выражении. Доля тех, кто предпочитал сберегать, по сравнению с предыдущим месяцем практически не изменилась и составила 51,6% (минус 0,2 п. п. и минус 3,3 п. п. соответственно).

Данные ЦБ подтверждают то, что ранее показывали опережающие индикаторы «Ромир» и «Сбера»,— в январе частное потребление оставалось на аномально высоких для этого месяца уровнях.

По данным «Сбериндекса», на неделе 22–28 января номинальные расходы держателей карт «Сбера» выросли на 16,1% (реальные — на 8,2%) в годовом выражении. По данным «Ромир» за тот же период, расходы выросли на 25,9%.

Исследования покупательской уверенности «Ромир», как и динамика трат по «Сбериндексу», фиксируют рост объемов и частоты трат потребителей на культуру и развлечения. «Наши соотечественники в поисках развлечений активно переключились на классические виды досуга, такие как посещение театров, выставок, музеев, различных квестов и так далее. Несмотря на рост цен, отмечается увеличение аудитории таких мероприятий и частоты посещений. Год к году продажи билетов выросли на 12% в денежном выражении, количество проданных билетов за год увеличилось на 30%. Усиление этих тенденций было отмечено ближе к концу года»,— отмечают исследователи. Другой вид активных трат — подарки, рестораны, еда навынос и рестораны.

Сберегательные настроения, как и наличные валютные сбережения и объем банковских депозитов физических лиц, растут, а отскок в динамике выдачи потребительских ссуд (минус 1,9% за декабрь 2023 года) объясняется «переупаковкой» кредитов на 250 млрд руб. в облигации, замечают авторы Telegram-канала MMI. Без учета этой сделки кредит населению не изменился.

Артем Чугунов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Продуктовый ритейл ":
Все материалы сюжета (1468)